Жаңалықтар

Устав

«Утвержден» приказом Министра образования и науки
Республики Казахстан от «___» _________2018 года № ______

 

   

УСТАВ

 

Государственного учреждения «Республиканская специализированная с углубленным изучением казахского языка и литературы средняя школа-интернат для одаренных детей имени Абая»

Министерства образования и науки Республики Казахстан

 

  

город Алматы  2018   год

 

Глава 1.  Общие положения.

 1. Государственное учреждение “Республиканская специализированная с углубленным изучением казахского языка и литературы средняя школа-интернат для одаренных детей им.Абая” Министерства образования и науки Республики Казахстан (далее –государственное учреждение) является некоммерческой организацией, обладающей статусом юридического лица, созданной в организационно-правовой форме учреждения для осуществления функций.

  1. Вид государственного учреждения: Республиканское государственное учреждение.
  2. Государственное учреждение создано решением преобразовано Постановлением Правительства Республики Казахстан № 1754 от 19 октября 1999 года «Вопросы Министерства образования и науки Республики Казахстан»; переименовано Постановлением Правительства Республики Казахстан № 774 от 1 августа 2003 года в Государственное Учреждение «Республиканская специализированная с углубленным изучением казахского языка и литературы средняя школа-интернат для одаренных детей»; переименовано на «Республиканская специализированная с углубленным изучением казахского языка и литературы средняя школа-интернат для одаренных детей им. Абая» Постановлением Правительства Республики Казахстан №480 от 31 мая 2006 года о присвоении имени Абая и является правопреемником государственного учреждения «Республиканская школа-интернат с углубленным изучением казахского языка и литературы».
  3. Учредителем государственного учреждения является Правительство Республики Казахстан.
  4. 5. Уполномоченным органом соответствующей отрасли, а также органом, осуществляющим по отношению к нему функции субъекта права в отношении имущества государственного учреждения является Министерство образования и науки Республики Казахстан.
  5. Наименование государственного учреждения: На государственном языке: Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігінің «Абай атындағы Республикалық мамандандырылған дарынды балаларға арналған қазақ тілі мен әдебиетін тереңдете оқытатын орта мектеп –интернаты» мемлекеттік мекемесі.

На русском языке: Государственное Учреждение «Республиканская специализированная с углубленным изучением казахского языка и литературы средняя школа-интернат для одаренных детей имени Абая» Министерства образования и науки Республики Казахстан.

  1. Местонахождение учреждения государственного учреждения: 050020, Республика Казахстан город Алматы, улица Митина, 6.

Глава 2. Юридический статус государственного учреждения

  1. Государственное учреждение имеет самостоятельный баланс, счета в банках в соответствии с законодательством Республики Казахстан, бланки, печати с изображением Государственного Герба Республики Казахстан и наименованием государственного учреждения.
  2. 9. Государственное учреждение не может создавать, а также выступать учредителем (участником) другого юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан.
  3. 10. Государственное учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении деньгами. При недостаточности у государственного учреждения денег субсидиарную ответственность по его обязательствам несет Республика Казахстан или административно-территориальная единица средствами соответствующего бюджета.
  4. 11. Гражданско-правовые сделки государственных учреждений вступают в силу после их обязательной регистрации в территориальных подразделениях казначейства Министерства финансов Республики Казахстан.

Глава 3. Предмет и цели деятельности государственного учреждения

  1. Предмет деятельности государственного учреждения:

Достижение общеобразовательного специализированного элитного  образования, создавая благоприятные условия для осуществления инновационной модели интегрированного образования,  достигая наиболее полного развития  возможностей одаренных учащихся  путем углубленного изучения казахского языка и литературы.

  1. Целью деятельности государственного учреждения является:

1) создание образовательной среды обучения, способствующей формированию функционально грамотных учащихся, патриотов, ответственных, полиязычных, креативных и критически мыслящих, придерживающихся здорового образа жизни, способных обучаться в течение всей жизни, способных поступить и обучаться  в ведущих казахстанских и международных университетах.

2) поняв особенности развития учащихся, изучая их одаренность стимулировать талантливых, одаренных детей к творческой активности;

3) обучение детей углубелнного изучения родного языка и литературы   Республики Казахстан, совершенствование самостоятельного мышления учащихся;

4) в целях расширения национального самосознания обучение культуры, обычаев и традиций казахского народа;

5) дальнейшее развитие в каждом ребенке природных, физических, интеллектуальных способностей, нравственных качеств;

6) признание личностных прав и обязанностей перед семей, народом и  государством, воспитание гражданина активно участвующего в культурной, общественной, экономической и политической жизни республики;

7) поддержка в  профессиональном развитии учителей и других педагогических работников учреждения, создавая профессиональные сетевые сообщества;

8) развитие сотрудничества с мировыми, признанными на международном уровне, научными и образовательными организациями;

9) реализация государственных общеобязательных стандартов в образовательный процесс посредством специализированных общеобразовательных учебных программ и профильных дисциплин;

10) оптимальное использование методов, видов и способов обучения, способствующих развитию творчества, самостоятельности мышления в технологиях обучения;

11) реализация в основной и средней школах интегрированных образовательных программ;

  1. Для достижения своих целей государственное учреждение осуществляет следующие виды деятельности:

1) с согласия Уполномоченного органа от своего имени заключать договоры, совершать сделки, приобретать и осуществлять имущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

2) быть учредителем или участником других юридческих лиц с согласия Уполномоченного органа, вступать в объединения (ассоциации, союзы) юридческих лиц;

3) поиск и прием на конкурсной основе одаренных детей способных казахскому языку и литературе;

4) привлечение в деятельность школы родительские общественности, неправительственные организаций, местных исполнительных органов и других заинтересованных сторон.

  1. Государственное учреждение не вправе осуществлять деятельность, а также совершать сделки, не отвечающие предмету и целям его деятельности, закрепленным в настоящем уставе.
  2. Сделка, совершенная государственным учреждением в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными законами Республики Казахстан или учредительными документами, либо с нарушением уставной компетенции его руководителя, может быть признана недействительной по иску: уполномоченного органа соответствующей отрасли, уполномоченного органа по государственному имуществу, местного исполнительного органа, аппарата акима города районного значения, села, поселка, сельского округа, прокурора.

Глава 4.Управление государственным учреждением

  1. Общее управление Учреждением осуществляет Уполномоченный орган.
  2. Уполномоченный орган Учреждения имеет следующие функции установленном законодательством порядке осуществляет следующие функции:

1) закрепляет за государственным учреждением имущество;

2) утверждает план финансирования государственного учреждения;

3) осуществляет контроль за сохранностью имущества государственного учреждения;

4) утверждает устав (положение) государственного учреждения, внесение в него изменений и дополнений;

5) определяет структуру, порядок формирования и срок полномочий органов управления государственного учреждения, порядок принятия государственным учреждением решений;

6) определяет права, обязанности и ответственность руководителя государственного учреждения, основания освобождения его от занимаемой должности;

7) утверждает структуру и предельную штатную численность государственного учреждения, за исключением государственных учреждений являющихся государственными органами;

8) утверждает годовую финансовую отчетность;

9) дает письменное согласие уполномоченному органу по государственному имуществу на изъятие или перераспределение имущества, переданного государственному учреждению или приобретенного им в результате собственной хозяйственной деятельности;

10) по согласованию с уполномоченным органом по государственному имуществу осуществляет реорганизацию и ликвидацию республиканского государственного учреждения;

11) осуществляет иные полномочия, возложенные на него настоящим уставом и иным законодательством Республики Казахстан.

  1. Руководитель государственного учреждения назначается на должность и освобождается от должности уполномоченным органом.
  2. Руководитель государственного учреждения организует и руководит работой государственного учреждения, непосредственно подчиняется уполномоченному органу и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на государственное учреждение задач и осуществление им своих функций.
  3. Руководитель государственного учреждения действует на принципах единоначалия и самостоятельно решает вопросы деятельности государственного учреждения в соответствии с его компетенцией, определяемой законодательством Республики Казахстан и настоящим уставом (положением).
  4. Действия руководителя государственного учреждения, направленные на осуществление государственным учреждением неуставной деятельности, являются нарушением трудовых обязанностей и влекут применение мер дисциплинарной и материальной ответственности.
  5. Руководитель государственного учреждения в установленном законодательством Республики Казахстан порядке:
  • без доверенности действует от имени государственного учреждения;
  • представляет интересы государственного учреждения в государственных органах, иных организациях;
  • заключает договоры;
  • выдает доверенности;
  • утверждает планы государственного учреждения по командировкам, стажировкам, обучению сотрудников в казахстанских и зарубежных учебных центрах и иным видам повышения квалификации сотрудников;
  • открывает банковские счета;
  • издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников;
  • назначает на должность и освобождает от должности его заместителя (заместителей);
  • принимает на работу и увольняет с работы сотрудников государственного учреждения, кроме сотрудников, назначаемых уполномоченным органом;
  • применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания на сотрудников государственного учреждения, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
  • определяет обязанности и круг полномочий своего заместителя (заместителей) и иных руководящих сотрудников государственного учреждения;
  • осуществляет иные функции, возложенные на него законодательством Республики Казахстан, настоящим уставом (положением) и уполномоченным органом.

Глава 5.  Порядок образования имущества государственного учреждения

  1. Имущество государственного учреждения составляют активы юридического лица, стоимость которых отражается на его балансе. Имущество государственного учреждения формируется за счет:
  • имущества, переданного ему собственником;
  • имущества (включая денежные доходы), приобретенного в результате собственной деятельности;
  • иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
  1. Государственное учреждение не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
  2. Если законами Республики Казахстан государственному учреждению предоставлено право, осуществлять приносящую доходы деятельность, то деньги, полученные от такой деятельности, подлежат зачислению в соответствующий бюджет, за исключением денег от реализации товаров (работ, услуг), производимых государственными учреждениями в сферах образования, сортоиспытания, агрохимического обслуживания сельскохозяйственного производства, ветеринарии, лесного хозяйства, особо охраняемых природных территорий, Вооруженных сил, специализирующимися в области спорта, а также государственными библиотеками, государственными музеями и музеями-заповедниками, в соответствии с законами Республики Казахстан.
  3. Деятельность государственного учреждения финансируется из бюджета уполномоченным органом, либо бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан, если дополнительный источник финансирования не установлен законами Республики Казахстан.
  4. Государственное учреждение ведет бухгалтерский учет и представляет отчетность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
  5. Проверка и ревизия финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения осуществляется уполномоченным органом в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.

Глава 6. Режим работы в государственном учреждении

  1. Режим работы государственного учреждения устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка и не должен противоречить нормам трудового законодательства Республики Казахстан.

Глава 7. Порядок приема учащихся в государственное учреждение

  1.  В школе-интернате для одаренных детей бесплатно, за счет государства, обучаются дети в 8-11 классах, проявившие особые способности к гуманитарным предметам, здоровье которых позволяет выдерживать усиленную нагрузку.

Срок обучения в школе – 4 года (с 8 по  11 класс) в соответствии с государственными стандартами. Обучение проводится на казахском языке.

В школу-интернат принимаются дети, закончившие 7-класс и сдавшие вступительные экзамены.

С целью установления индивидуальных особенностей учащегося проводятся экзамены:

1) сочинение по литературе (умение раскрыть тему, каллиграфия);

2) психологический тест (определение уровня логического мышления учащегося);

3) устный экзамен по казахскому языку;

4) определение творческих способностей (техника и искусство чтения, ораторские, поэтические способности);

5) культура речи, умение выражать свое мнение.

Для привлечения одаренных учащихся со всех регионов Республики в школу – интернат,  ежегодно проводятся вступительные экзамены.

Победители республиканских и областных олимпиад по казахскому языку и литературе принимаются в школу – интернат вне конкурса.

Учащиеся, имеющие четвертные и годовые удовлетворительные оценки по нескольким предметам (в том числе по казахскому языку и литературе), а также имеющие удовлетворительные оценки дисциплин, входящих в учебную программу  8-11 классов, по решению педагогического совета подлежат исключению из школы – интерната и переводу на учебу по месту жительства.

Решением специальной приемной комиссии государственного учреждения освобожденные места заполняются учащимися.

  1. Каникулы учащимся государственного учреждения предоставляются два раза за учебный год:

1) зимние  не менее 30 дней;

2) летние  после окончания учебного года и до  1 сентября.

  1. Критерии оценки знаний учащихся:

1) уровень грамотности, развитие устной и письменной речи, уровень  знания;

2) глубокие знания и всестороннее развитие учащегося;

3) уровень познания мира;

4) особенности восприятия;

5) образность и логичность восприятия;

6) всестороннее познание истории, жизни народа, литературы, искусства;

7) обобщенность и аргументированность мышления;

8) образность мышления, развитие художественной речи;

9) учащиеся принимаются на конкурсной основе по сводным итоговым оценкам  по казахскому языку и литературе.

  1. Осуществление деятельности, не предусмотренной настоящим Уставом, проводится с разрешения Уполномоченного органа.
  2. Образовательный процесс в школе, режим обучения, количество часов устанавливается в соответствии с порядком, установленным в государственном учреждении в соответствии с государственными стандартами общего образования.
  3. Учебное заведение – это творческая лаборатория, в которой обновляется содержание учебного процесса, развитие способов и видов по профильным направлениям учебных планов и программ, проектов, инновационных методов.
  4.  Отношения между государственным учреждением и учащимся (родителями и опекунами) регулируются, в соответствии с действующими законодательными актами.

Глава 8. Организация образовательного процесса

  1. Углубленная подготовка учащихся достигается путем изучения профилирующих дисциплин по специальным программам Министерства образования и науки Республики Казахстан.
  2.  Государственное учреждение развивает творческие поиски, экспериментальную и новаторскую работу педагогов по изучению и внедрению новых прогрессивных форм обучения.
  3.  Общеобразовательные программы государственного учреждения направлены на решения задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессии, специальности.
  4.  Учебная нагрузка, режим занятий учащихся определяются утверждаемым положением, подготовленным на основе государственных стандартов, учебных планов и рекомендации органов образования.
  5. Государственное учреждение разрабатывает учебный план и программы по углубленному изучению казахского языка и литературы, которые утверждаются Уполномоченным органом.
  6. В 8-11 классах на уроках казахского языка и литературы, на уроках иностранного языка, на уроках информатики, на уроках труда и физической культуры класс делится на две подгруппы.
  7. Английский язык изучается во всех классах, другие языки (китайский, турецкий и др.) изучается по выбору учащегося как второй иностранный язык.
  8. Государственное учреждение разрабатывает учебные планы и программы по профильным дисциплинам.

Глава 9. Права и обязанности участников образовательного процесса

  1. Дисциплина в организациях образования поддерживается на основе взаимного уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического, морального и психического насилия по отношению к обучающимся и воспитанникам не допускается.
  2.  Родителям и иным законным представителям несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также оценками успеваемости обучающихся.
  3.  В учреждении форма обучения – дневная, односменная.
  4.  Воспитательные программы в организациях образования являются составляющими образовательных программ и должны быть направлены на формирование патриотизма, гражданственности, интернационализма, высокой морали и нравственности, а также на развитие разносторонних интересов и способностей обучающихся, воспитанников.
  5. Пропаганда расовой, национальной, религиозной, социальной непримиримости и исключительности, распространение милитаристских и иных идей, противоречащих общепризнанным принципам международного права и гуманизма, в организациях образования запрещается.
  6.  Начальная военная подготовка учащийся молодежи допризывного и призывного возраста проводится в общеобразовательных учебных заведениях на основе законодательства Республики Казахстан.

Глава 10. Порядок предоставления платных образовательных услуг

  1. Государственным учреждением, согласно настоящему уставу, обучение на платной основе и иные платные услуги не предусмотрены.
  2. Согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 12 марта 2012 года № 320 “Об утверждении размеров, источников, видов и Правил предоставления социальной помощи гражданам, которым оказывается социальная помощь” 20% из средств, выделяемых правительством на обеспечение бесплатным питанием учащихся государственного учреждения, оплачиваются со стороны родителей.

           Глава 11.  Творческая деятельность государственного учреждения

  1. Языковая политика в организациях образования осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан.

1) Работа государственного учреждения направлена на развитие казахского языка, уроки проводятся только на казахском языке, а также изучаются русский и иностранные языки.

2) В государственном учреждений все уровни обучения проводятся на основе учебных планов и программ, подготовленных на основе государственного  общеобязательного стандарта образования.

3) государственное учреждение самостоятельно в выборе порядка, сроков проведения промежуточной аттестации обучающихся.

  1. Система и порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации знаний.

55. Контроль за качеством знания в системе образования направлено на повышение качества знаний учащихся, на обеспечение единой государственной политики в системе  образования.

56. Для дальнейшего функционирования государственное учреждение обязано выполнить государственный общеобязательный стандарт общего среднего образования и пройти государственную аттестацию в соответствии с требованиями комитета по контролю в сфере Образования и науки министерства Образования и науки Республики Казахстан.

57. Контроль знаний учащихся проводится по усмотрению государственного учреждения согласно установленному сроку.

Мониторинговый контроль проводится непрерывно в течение года.

Глава 13. Задачи и функции организации образования 

  1. В обязанности учреждения входят решения следующих задач:

1) подготовка проекта Устава;

2) подготовка  и утверждение  внутренних правил;

3) утверждение  учебных   планов, программ, календарных планов и режима учебного процесса;

4) организация и развитие методического  обеспечения учебно-воспитательного процесса;

5) проведение текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации успеваемости учащихся;

6) утверждение структуры управления, штатного расписания и распределение обязанностей;

7) утверждение должностного оклада и заработной платы сотрудников  Государственного образовательного учреждения, согласно республиканским нормативно-правовым актам и в рамках бюджета школы;

8) утверждение порядка и размеров дополнительной оплаты, премии и других поощрений к должностному окладу сотрудников государственного учреждения образования в соответствии с законодательством РК;

9) обеспечение, снабжение материально-технической базы государственного учреждения согласно нормативным актам;

10) привлечение дополнительных материальных и финансовых источников для обеспечения деятельности, определенного настоящим

Уставом и в соответствии с законодательством РК;

11) обеспечение необходимых условий работы медицинской службы  школы, контролирование работы медицинского персонала по защите и       укреплению здоровья учащихся, воспитанников  и служащих школы;

12) обеспечение дополнительными материальными льготами отдельную        категорию учащихся и воспитанников в соответствии с         законодательством РК;

13) обеспечение  ухода  и условия жизни учащихся и воспитанников в        соответствии с определенными нормами;

14) обеспечение помощи работе педагогического коллектива и        методических объединений;

15)  подготовка отчетов для Уполномоченного органа и компетентным        органам о  наличии и расходах материально-финансовых ресурсов.

Глава 14. Порядок оформления отношений учреждения с родителями или иными законными представителями

  1. Родители и иные законные представители несовершеннолетних детей имеют право:

1) выбирать организацию образования по желанию и с учетом индивидуальных способностей учащихся;

2) участвовать в работе органов управления   образования через родительские комитеты;

3) получать информацию от организации  образования относительно успеваемости, поведения и условий учебы  детей;

4) получать консультативную помощь по проблемам обучения и воспитания своих детей в психолого-медико-педагогических консультациях.

  1. Родители и иные законные представители обязаны:

1) создавать детям здоровые и безопасные условия для жизни и учебы, для нравственного становления, обеспечивать развитие их интеллектуальных и физических сил;

2) сотрудничать с организациями образования, обеспечивать посещение детьми учебного заведения;

3) оказывать государственному учреждению спонсорскую помощь на добровольной основе.

  1. Заключая солидарный договор с государственным учреждением, родители или законные представители обязаны выполнять требования настоящего Устава и нести ответственность за обучение и  воспитание  детей.
  2. Обучающиеся обязаны носить форму (спортивную, школьную), утвержденную внутришкольным Уставом.
  3. Учащиеся, за нарушение внутришкольных правил, имеющие неоднократные предупреждения за поведение, исключаются из государственного учреждения, предворительно поставив в известность родителей.

Глава 15. Финансирование деятельности государственного учреждения   

  1. Финансирование учреждения определяется на каждого обучающегося и воспитанника по форме и виду государственного учреждения. Финансирование осуществляется за счет утвержденных правительством Республики Казахстан нормативных документов, республиканского и местного бюджета.
  2. Абсолютная величина норматива финансирования учреждения индексируется, согласно росту инфляции, ежегодно утверждается государством Республики Казахстан.
  3. Система оплаты труда работников государственных учреждений образования определяется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Для работников государственных учреждений образования, содержащихся за счет средств, получаемых из бюджета, финансирование производится, руководствуясь установленными правилами об оплате труда.
  4. Заработная плата и должностные оклады сотрудников государственного учреждения определяются с учетом их должностных обязанностей и квалификации.
  5. Государственное учреждение по мере своих финансовых возможностей решает размер дополнительной оплаты в виде премий и других поощрений.
  6. Педагогам организации образования устанавливается доплата за ученые степени кандидата наук и доктора наук, при наличии соответствующего диплома, выданного Уполномоченным органом Республики Казахстан в области аттестации научных кадров высшей квалификации, в размере одной месячной минимальной заработной платы для кандидата наук и двух месячных минимальных заработных плат для докторов наук.
  7.  Нормативная  нагрузка в неделю  для педагогов – 18 часов. Для воспитателей школы-интерната  30 часовая рабочая нагрузка отмечена как одна ставка.
  8. В Государственных учреждениях образования нормативная учебная нагрузка для педагогов регулируется правительством Республики Казахстан по представлению центральных исполнительных органов в области образования в пределах, установленных настоящим Законом.
  9. Работникам организации образования производится доплата за классное руководство, за проверку тетрадей, письменных работ, за заведование учебными кабинетами, углубленное преподавание предметов и другие выплаты, предусмотренные правительством Республики Казахстан.

Глава 16. Оплата труда работников Учреждения

  1. Фонд оплаты труда государственного учреждения устанавливается уполномоченным органом.
  2.  Оплата труда работников государственного учреждения производится в соответствии с системой оплаты труда, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1193 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий».

Глава 17. Порядок внесения изменений и дополнений в Устав

  1. Внесение изменений и дополнений в учредительные документы государственного учреждения производится по решению уполномоченного органа соответствующей отрасли или местного исполнительного органа либо аппарата акима города районного значения, села, поселка, сельского округа и проходят процедуру государственной регистрации в территориальных органах юстиции в соответствии с Законом Республики Казахстан “О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств”.

Глава 18Условия реорганизации и ликвидации государственного учреждения

  1. Реорганизация и ликвидация государственного учреждения производится по решению Правительства Республики Казахстан.
  2. Государственное юридическое лицо ликвидируется также по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами.
  3. Реорганизацию и ликвидацию республиканского государственного учреждения осуществляет уполномоченный орган соответствующей отрасли по согласованию с уполномоченным органом по государственному имуществу, если иное не установлено законами Республики Казахстан.
  4. Имущество ликвидированного государственного юридического лица, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, перераспределяется уполномоченным органом.
  5. 81. Деньги ликвидированного государственного учреждения, включая средства, полученные в результате реализации имущества этого юридического лица, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов, зачисляются в доход соответствующего бюджета.

Директор                                                                                                                                        Р.Е.Сексенова

Меню